?

Log in

No account? Create an account

Предел Чандрасекара

Индейская демократия


Previous Entry Share Flag Next Entry
Декларация о намерениях или отправляясь в путь
kumir_millionof
Лет десять-двенадцать назад, а может быть даже больше, я довольно-таки случайно попал в исламский молельный дом, что много лет располагался в Кемерове за вокзалом. Тогда в нашей области только внедрялась эта прогрессивная практика всекузбасских молебнов, и главный редактор поставил задачу: посмотреть, как оно. Где в Кузбассе синагога тогда никто не знал, буддийского дацана вообще не предполагалось. И хотя мечети тоже не было, зато был  этот дом. Обычный старенький пятистенок с декоративно-кривоватой дощатой башенкой на крыше, выкрашенной в небесно-голубой цвет и увенчанной жестяным полумесяцем. Раньше это был обычный жилой дом, потом его, кажется, пожертвовали или купили для нужд мусульманской общины города. Там в сенях стоял деревенский рукомойник системы "мойдодыр", над вешалкой для одежды виднелись залежи тюбетеек, а люди теснились для молитвы в одной небольшой комнате с ковром посередине и лавками по стенам. Напялив тюбетейку и сев на лавочку, я стал наблюдать за службой и постепенно осознал, что все молящиеся - местные: сибиряки, кузбассовцы, кемеровчане. В университете у нас были курсы истории и религиоведения, и я прекрасно знал, что ислам в Сибири появился раньше христианства, но почему-то никак не соотносил это с сегодняшним днем. А уж в молельном доме я ожидал увидеть что-то вроде мрачных бородачей с кавказским акцентом. Мрачный бородач там был только один. Он опоздал на молитву и, подойдя ко мне, интеллигентским шепотом спросил что-то насчет службы. Я растерянно сознался, что не понимаю, о чем речь. Он вежливо улыбнулся в бороду и уселся на ковер со всеми. Еще запомнилась бабушка, которая по какому-то обычаю раздавала мелочь всем присутствующим. И мне дала монетку - кажется, два рубля. Я сказал ей, что я не мусульманин. А она сказала, чтоэто не важно.

После я написал какую-то дежурную заметку про молебны, а на ислам стал смотреть по-другому. Для меня он стал местным и даже в чем-то местечковым явлением (наверное, из-за ассоциаций с тем маленьким кривоватым домиком). При этом я понимал, что я, да и все окружающие меня люди - мы гораздо больше знаем о фундаментальном агрессивном исламе из телевизионных новостей с Ближнего Востока или Чечни. А о тех десятках тысяч мусульман, что живут и всегда жили здесь рядом с нами, нам неизвестно практически ничего. По-сути, это целый параллельный мир, ничем не отделенный от моего и вашего, но тем не менее каким-то образом прячущийся в повседневности, почему-то кажущийся нам чужим и даже лишним.

Когда я из аутичной мглы моего сознания задумал новый проект, посвященный таким вот параллельным мирам, я первым делом позвонил в Духовное управление мусульман Кемеровской области. Просто потому, что помнил, как позвонил им однажды раньше, по какой-то журналистской нужде, и был поражен тем, что меня в течение пары минут соединили с руководством управления. Такую открытость среди российских организаций, особенно религиозных, редко доводится встретить.

Правда, в этот раз никто не брал трубку, и тогда я написал по указанному на сайте ДУМКО адресу электронной почты письмо следующего содержания:

"Здравствуйте! Меня зовут Андрей Иванов, я кузбасский писатель... Мне очень хотелось бы показать простую, неофициальную, жизнь мусульман Кузбасса, почувствовать самому, каково это - быть мусульманином в Кемерове, в наше время. Для этого мне, конечно, необходима помощь и содействие со стороны Управления. Речь идет не о разовом журналистском материале, сделанном по принципу "пришел-поспрашивал-ушел". В идеале, хотелось бы в течение хотя бы пары недель иметь возможность посещать богослужения, участвовать в мероприятиях, внутренней жизни ДУМКО, получая при этом необходимые консультации разъяснения от сведущих людей.
Дозвониться по телефону, указанном на сайте ДУМКО, у меня пока не получается. Поэтому большая просьба - ответить мне по электронной почте или телефону".

Мне перезвонили через несколько минут после нажатия кнопки "отправить". Имам мечети Рубин-хазрат (надеюсь, правильно написал...) сказал, что заинтересовался предложением и не прочь встретиться и обсудить его.
---------------------------------------------------

Сегодня, когда ехал в душной маршрутке на проспект Ленинградский, я думал, что как только зайду в мечеть, надо сразу спросить кого-нибудь, где найти Рубин-хазрата, а то еще нечаянно нарушу какое-нибудь правило, настрою людей против себя. У меня бывало, что я в церковь в шапке заходил - мне делали замечания. А тут будет место гораздо менее понятное, чем церковь.

Собственно, соборная мечеть "Мунира" (названа в честь матери губернатора Кузбасса Амана Тулеева - как сообщает Вики) давно уже перестала быть для кемеровчан экзотикой. Вряд ли найдется кто-то, не проезжавший/проходивший мимо нее хотя бы раз. Здание получилось яркое. Когда решался вопрос о выборе места для мечети, даже рассматривался вариант размещения ее в центре города, но потом, все же, решили строить на окраине. Наверное, так лучше: сразу за мечетью зеленые поля, дальше река...
P1010521
Так она выглядит, если чуть подойти к ней от ближайшего перекрестка. Когда я подходил, прохожих рядом не было. Тишина и одуванчики.

P1010524
В таком ракурсе тяжеловесное храмовое здание выглядит детской игрушкой.

Ну, и, конечно же, я накосячил. Зашел в пустынную ограду, пошел вдоль стены в поисках входа (как выяснилось, не в ту сторону), и заперся в первую же дверь. Там были коридоры, лестницы в коврах и все та же тишина со следами недавно прерванных ремонтных работ. Я протопал метров десять в один коридор, вдоль закрытых дверей, потом вернулся и прошел в другой. Хотел уже пройти в третий, но тут ко мне откуда-то вышел мужчина в белой рубашке и в белых носках. То есть, без обуви. А я был в ботинках. Он посмотрел на меня и сообщил, что я, оказывается, проник в здание через пожарный выход, а надо входить через главный вход и разуваться. Как мне потом объяснили, это был охранник. Они тут не носят униформы, чтобы не навевать милитаристских ассоциаций.

Думаю, тут сыграл свою роль опыт посещения нашего Знаменского собора. Там, если хочешь кого-нибудь найти, ни в коем случае нельзя входить через главный вход - это самый простой способ заблудиться. Нужные люди в православном соборе всегда за какими-нибудь маленькими дверками второстепенных крылечек. Тут, видимо, наоборот.

Ступени широкие, на двери табличка:
P1010525

За дверью полочки для обуви и даже щетки для нее же. Полочек, честно говоря, маловато. Не знаю, куда тут девают обувь, когда мечеть заполняется целиком. Много обуви в этом маленьком "тамбуре" явно не поместится.

На соседней створке двери тоже были слова:
P1010530

За дверями, куда я прошел уже в носках, меня снова ждал все тот же мужчина в белой рубашке, говоривший с небольшим акцентом. Он сказал мне, что Рубин-хазрат, наверное, сейчас занят и предложил посидеть на диванчике. Диван, кстати, оказался очень удобным, а атмосфера самой располагающей к сидению - большое светлое прохладное пространство. На столике газета с исламским кроссвордом (я не знал, что такие бывают):
P1010526

Напротив, на таком же диванчике сидело, как я понял, семейство верующих - дамы и молодой парень:
P1010527
О чем-то тихо говорили не по-русски.

Я вернулся взглядом к газете, перевернул ее и обнаружил там на первой полосе статью о том, почему мужчина не должен быть гинекологом. Только я собрался вчитаться, как все тот же человек в белой рубашке сказал мне, что меня ждут. (Кстати, акустика в здании потрясающая: он стоял метрах в тридцати от меня и говорил тихо, а слышно было на все помещение. Причем, звук не "летал", эха не было)

Рубин-хазрат встретил меня в небольшом кабинете, где только что беседовал с какими-то женщинами в длинных платках, державших за руки детишек лет двух-трех. Имам мечети "Мунира" - вполне молодой мужчина, судя по внешности - из сибирских татар. Он поздоровался, предложил мне сесть, но чувствовалось, что он напряжен. Впрочем, он тут же и объяснил мне причину: у него был неприятный опыт общения с журналистами, причем, из весьма солидного издания. В общении они выглядели очень внушительными профессионалами пера, а потом опубликовали обидную тенденциозную статью, выставив студентов чуть ли не террористами.

Я еще раз объяснил, что не представляю никакую редакцию и пришел сюда движимый исключительно любопытством: я хочу понять, какие люди живут здесь и сейчас рядом со мной. Что они думают, чего хотят, как ведут себя в быту и почему существует та невидимая стена, которая так надежно закрывает от нас мир нашего, местного ислама.

Полчаса мы поговорили о том, о сем, и решили, что завтра я постараюсь прийти посмотреть саму мечеть и побывать на обычной будничной службе и проповеди. Кстати, прихвачу и газету про гинекологов - интересно же.

Фото- и видеосъемка в здании разрешены без всяких ограничений, только если люди, попадающие в кадр, не возражают. Рубин-хазрат проводил меня до холла (или как это называется?), и я перед выходом сделал еще снимок - вид на облака из здания храма:
P1010529

Больше всего меня сегодня поразило, что, оказывается, не существует написанной истории ислама в Кузбассе. Хотя, например, в поселке Теплая Речка Ижморского района есть мечеть, построенная в 1830 году. А в селе Юрты-Константиново есть еще более древняя мечеть (некоторые даже говорят, что 16-го века), но документов о ее постройке в Кузбассе нет - надо искать в государственном архиве в Москве, а специалисты, которые могли бы этим заняться, пока не объявились.

Думаю, завтра узнаю еще что-нибудь интересное. Запишу вам видео со службы.

Согласно моим планам, которые могут так или иначе измениться, я хочу потратить на знакомство с исламом в Кузбассе не меньше двух недель моего времени. Может быть, даже съезжу в ту же Теплую Речку, если получится. Или еще куда. Есть ли вообще в Кузбассе примечательные или священные для мусульман места? Узнаем.

Если вам интересен мой проект, и вы хотите, чтобы он продолжался, вы можете поблагодарить меня сколь угодно малой суммой: это ваше спасибо, которое можно положить в карман :)

Киви-кошелек: +79069356795
Paypal: ivanov_sibpress@mail.ru
Карта Сбербанка: 4276260017956888

promo kumir_millionof august 11, 2014 17:53 16
Buy for 10 tokens
В начале января 2014 года в славном граде Кемеровобаде сгорел к чертям большой торговый комплекс "Панорама". Помещался он на окраине, в старых зданиях разорившегося химического завода. К торговому центру примыкали огромные складские помещения - база одного из крупных кузбасский…

  • 1
Моё знакомство с мусульманами Кузбасса началось с моей свадьбы.

Не помню как это было, но я попросил фотографа сделать пару свадебных фотографий у мечети Мунира. Честно говоря, до сих пор немного неловко из-за этого - не знаю, стоит ли вообще устраивать такие фотосессии там, где люди молятся. Но тогда я подумал, что раз все фотографируются у православных храмов и это норма, то мы пойдём против системы почему нет?

Пока нас фотографировали, к нам подошёл молодой человек, направлявшийся ко входу, и спросил мусульмане ли мы. Я честно ответил, что нет. Он в свою очередь пожелал нам семейного счастья и благополучия и пригласил зайти внутрь. Мы вежливо отказались, но было очевидно, что он настроен на столько дружелюбно, что я даже не был к такому отношению готов.

А всего полчаса до этого мы делали фотографии у Храма Святой Троицы на пр. Химиков - это совсем рядом с мечетью Мунира. И там нас, за мой отказ дать милостыню, обматерили (в прямом смысле) местные бабушки (я их называю иногда церковными церберами), впрочем, бабушки не отчаялись и облепили наших гостей, которые были вместе с нами, и благополучно собрали мзду с них.

br_019367-2

Edited at 2014-06-18 03:57 am (UTC)

А чо с теневой стороны-то фотались?

Пару лет назад у нас гостил мой племянник из Казахстана и с улыбкой рассказал, что зашёл как-то с другом-казахом в мечеть и он там в чём-то облажался. Я спросил "И тебя не выставили?". Неожиданно посерьёзнев, он сказал: "Нет конечно. Если ты вошёл в мечеть, тебя никто никогда не погонит". Я тогда подумал, что завались он с пацанами в православную церковь...

Да-да, именно вот эта разница в отношении ощущается очень сильно. Поэтому известный аргумент "попробовали бы они это сделать в мечети" - представляется не состоятельным.

А я вот недавно беседовала с католическим священником в Новокузнецке. Бывший панк из Калуги. И вот он мне рассказывал - когда, будучи панком, пришел в православный храм, его оттуда погнали, потому что пришел в непотребном виде. А когда пришел в католический, к нему подошла женщина, обняла и сказала: "Будешь моим сыночком". И он там остался.

"Народное" православие очень агрессивно. В этом смысле, оно действительно русская религия.

Читаю сейчас ЖД Зибельтруда. Имя имама призадумало.

Вас удивляет имя с семитскими корнями у мусульманина? :)

Было очень любопытно зайти внутрь и посмотреть на убранство и устройство просто в целях расширения кругозора. Но неудобно как-то: всё же не музей. Думаете, служители храма нормально отнесутся к посещению в целях ознакомления?

В мечеть-то? Абсолютно нормально. Только не забудьте соответствующе одеться и разуться на входе.

  • 1