?

Log in

No account? Create an account

Предел Чандрасекара

Индейская демократия


Previous Entry Share Flag Next Entry
Запах изо рта постящегося
kumir_millionof
Продолжение моего религиозно-культурологического путешествия в мир сибирских мусульман. Начало здесь.

Пятница - главный день в жизни мусульман. Почему это так - я не знаю, предстоит еще выяснить. У меня есть соображение: суббота - священный день иудеев, воскресенье - христиан. Мусульманам надо было выбирать из оставшихся. Получилось, на мой взгляд, не очень удачно. Потому что в большинстве стран мира суббота-воскресенье - выходные, а пятница - ровно наоборот. Между тем, хороший мусульманин мужеского полу (для женщин это не принципиально) обязан посещать пятничную молитву. Естественно, в рабочий день далеко не у всех есть такая возможность. Тем более, что мероприятие довольно длительное, и в обеденный перерыв, например, вряд ли получится уложиться.

В кемеровской соборной мечети "Мунира" пятничное богослужение начинается в 13-00. Я решил, что надо прийти немного пораньше, и оказался очень прав. Маршрутка, забитая битком (куда все эти люди едут посреди рабочего дня? Андропова на них нет!) ползла по пробкам очень медленно, внутри все обливались потом, дети плакали, бородатый старик в стареньком спортивном костюме "Nike" передо мной постоянно протирал загорелую лысину платочком и смиренно вздыхал. Он ехал тоже с самого Южного. На нужной остановке (пересечение проспектов Ленина и Ленинградского) я вышел в 12-46 с ощущением, что опаздываю. Старик вышел со мной и вдруг как-то хитро, узнавающе, взглянул на меня. Мы зашагали через дорогу, в сторону мечети. На ходу он достал из кармана традиционную шапочку, надел ее и превратился в настоящего мусульманина.
P1010531

К мечети шли и другие люди- все мужчины, в основном молодые. Во многих угадывались среднеазиаты. Впрочем, никто не спешил, и поэтому я решил, что не опаздываю и время еще есть. Например, чтобы сфотать кью-ар-код у входа.
P1010532
Я этими штуками не пользовался никогда, но если кому интересно и кто умеет - попробуйте, скажите, куда ссылка ведет или что там. Полагаю, конечно, что на сайт ДУМКО. Сайт, честно говоря, не особенно информативный по культурно-исторической части. Ну, что есть.

На входе всех встречал молодой парень в зеленой накидке. Мне он сказал, что, когда разуваешься, лучше встать на коврик, чтобы не пачкать носки. Я спросил, где мне можно взять шапочку? Я же помнил, что мужчина должен входить в мечеть с покрытой головой. Он сказал с колоритным кавказским акцентом: "А иди в подвал, там такие бааалшие шкафы, на них этих шапок! - бэрЫ любую".
Честно говоря, я думал, что тут свободных ячеек для обуви не будет. Мне говорили, что на пятничную молитву приходят очень много людей.
P1010603

В подвале было прохладно, ходили люди и вместо шкафов были вот такие вешалки со скамеечками.
P1010537
Как я понял, висящие на вешалках балахоны - это для тех, кто пришел в неподобающей для молитвы одежде. Он может переодеться или просто накинуть эту штуку сверху. Оказывается, нельзя, например, чтобы во время молитвенных поклонов задиралась футболка, обнажая тело. А сейчас жара, и многие приходят именно в футболках. Поэтому надо или футболку надежно заправлять в брюки или надевать длинную навыпуск. Ну, или вот, балахон.
Допустимы ли в мечети шорты - не знаю, но сомневаюсь. В шортах не было никого.

А вот и шапки:
P1010535
Я сначала взял черную красивую, с узором. Но она оказалась мне слишком мала, пришлось напялить простенькую беленькую. Я даже лупанул селфи в ней, но вид у меня получился какой-то дурацкий и я стесняюсь выкладывать :)

Кстати, для селфи и приведения себя в порядок в подвале висело зеркало. К нему все подходили и прихорашивались. Видимо, на молитву положено являться опрятным. Хотя некоторые, как я увидел позже, на это правило откровенно забивают - приходят в нечистой одежде, спортивных трикушках, несвежих носках. Но, что характерно, никто им никаких претензий не предъявляет.
Говорят, люди, служащие в разных силовых ведомствах, стараются переодеться к молитве обязательно. Никто не запрещает им молиться в мундире, но почему-то им самим так не нравится.
P1010536

Вообще же, до того как подойти к зеркалу, все совершают "большое ритуальное омовение". Выполняется оно в туалете, специально оборудованном особенными умывальными местами.
P1010534
Туалетов два. На фотке - тот, что поменьше. Есть еще большой, он, соответственно, больше этого раза в два. Похожие на унитазы штуки в кадре - это просто деревянные сиденья, вроде табуреток. Нужно сесть на такую табуретку, вымыть руки и ноги. Некоторые еще умывают лицо - не знаю, обязательно ли это.

P1010540
Вот эти штуки ближе. Я сначала исптывал неловкость, но потом сел и с удовольствием после адской душной маршрутки обмыл ноги и руки холодной водой. Чтобы народ не шлепал босиком, там есть общественные шлепанцы. Наверное, это не очень гигиенично, и постоянным посетителям следует брать шлепанцы с собой из дома, чтобы не наступать в общие. Кожный грибок - он, знаете, равнодушен к священности ритуалов и мест.

О любой организации, как известно, следует судить по туалетам. С одной стороны, сразу видно, что мы находимся в российском учреждении :)
P1010539

С другой - в тех туалетных кабинках, что работали, было чисто, и набор гигиенических принадлежностей даже превосходил стандартно-привычный:
P1010541
Эти кувшинчики... ну, выпонели.

Для людей, более склонных к светскому быту, имеется и обычная туалетная бумага:
P1010542

К концу омовения в подвале из динамиков вдруг зазвучало нечто призывно-молитвенное, и все поспешили наверх, в главный зал мечети.
P1010543
Там уже шла проповедь. Сначала я подумал, что пропустил молитву, но потом оказалось, что тут сначала идет проповедь, а потом молитва. У православных, как известно, наоборот.

P1010547
Как вы видите, Рубин-хазрат сидит в этой своеобразной кафедре и рассказывает о том, как себя вести в приближающийся месяц поста - Рамадан. Какого-то конкретного канона внешнего вида этих кафедр не существует. Конкретно эту сделал для мечети один пожилой прихожанин, краснодеревщик, по принципу "художник так видит".

P1010549
Из проповеди я понял, что в исламе есть свои "народные ереси", с которыми духовенство по мере сил борется. Напомню тем, кто не знал, что в месяц Рамадан мусульмане соблюдают своеобразный пост: им нельзя ничего есть и пить при свете дня. Оказывается, находятся такие активисты, которые утверждают, будто глотать нельзя вообще ничего - даже собственную слюну. Видимо, надо как-то плеваться все время поста. Что, конечно, бред и осуждается. А есть такие, что в Рамадан специально отправляются в поездки, потому что для странствующих пост не обязателен. "Вы хотите обхитрить Аллаха?" - спрашивает имам. Некоторые верующие усмехаются.

P1010551
Как я понял, слово "Аллах" означает просто "Бог". Рубин-хазрат говорит, что в Египте в коптских христианских храмах арабы-христиане в молитвах произносят именно это слово - "Аллах", и даже пишут его точно так же, как мусульмане, только пририсовывают рядом не полумесяц, а крестик.

Что мне понравилось в мечети - ощущение свободы. Люди заходят и садятся там, где им хочется и так, как им хочется. Можно прислониться к стене, сидеть по-турецки или поджать ноги под себя, вытянуть их или сесть на специальную скамеечку, можно стоять в любом месте помещения. Некоторые при этом просто слушают проповедь, другие совершают молитвенные ритуалы. В большом помещении прохладно. Ковры - чистые и мягкие. Наверное, их регулярно пылесосят.
P1010554
Народ потихоньку общается. Рассаживаются кучками - по-знакомству или по-национальному признаку - тихо о чем-то говорят. Некоторые даже треплются по телефону или отчаянно смсятся. Но большинство таки слушают проповедь.

Как я заметил, половина присутствующих были без головных уборов. Оказывается, можно и так. Лучше - с покрытой головой, с бородой и не в футболке, но как пришел, так уж пришел, так и предстоишь перед Богом.
P1010557
Кстати, проповедь читается на русском языке. Объяснение простое: чтобы было понятно всем. По моим прикидкам, я сегодня увидел в мечети людей, наверное, десятка-полутора разных национальностей. И если в молитве их объединяет арабский язык, то в проповеди - русский. Некоторые молитвы, необязательные, впрочем, тоже читаются на русском языке.

Что, конечно, разительно отличает мечеть от православных храмов: большинство прихожан - мужчины. Большинство мужчин - молодежь. Много мужиков лет 35-40. Стариков было всего несколько. Я вспомнил одну свою знакомую, истовую православную, которая никак не могла выйти замуж. Когда я ее спросил, что же она такого от мужа хочет, что никак подходящего не найдет? - она сказала: "Лишь бы не воцерковленный. Они у нас все какие-то малахольные..." И действительно, это заметно, прямо контраст. Тут - никаких юродивых, никакой женоподобности ни в священниках ни в прихожанах. А женщины тут вообще отдельно - на балконе за матовым стеклом.
P1010544
Женщины даже заходят через отдельный вход. Верующие разного пола никак и нигде не должны пересекаться в мечети. Я спросил после службы, почему женщин было так мало - всего одна или две мелькали на балконе. Оказывается, это нормальная ситуация: посещать мечеть женщинам не обязательно, в отличие от мужчин.

Проповедь подходит к концу. Имам разъясняет, что суть предстоящего поста - не в отказе от пищи, а в молитве и добрых делах. И если послабления насчет пищи возможны (не постятся кормящие и беременные женщины, путешествующие, больные, маленькие дети), то добрые дела в Рамадан творить в прямом смысле сам Бог велел и иначе никак. Самое малое, что можно сделать - молиться о живых и покойных, близких и дальних, о прекращении боевых столкновений на Кавказе, на Украине или даже в Африке. Но лучше, например, собрать небольшую посылочку с простыми вещами и продуктами и передать нуждающимся. А ограничение себя в еде - всего лишь демонстрация для самого себя силы своей веры и духа. Все это вместе и есть мусульманский пост. "Запах изо рта постящегося приятнее благоухания мускуса", - говорит имам.
P1010559

Я забыл, кстати, спросить, почему в мечети пахло ладаном и как быть с постом в высоких широтах - например, на Крайнем Севере, где я родился и рос. Там ночью летом солнце не заходит, ведь, вообще. Когда же тогда есть?
P1010562
Еще в связи с той же широтностью у сибирских мусульман есть преимущество. Как я понял, в течение Рамадана есть такой момент, когда мусульманин должен молиться всю ночь. У нас в это время ночь - всего три часа. А на Аравийском полуострове - все семь.

Что отдельно понравилось в проповеди - имам вполне позволяет себе обороты типа "Не знаю, может быть, я не прав..."

Проповедь закончилась и раздалась просьба включить магнитную глушилку для мобильников. Я удивленно уставился на свой телефон: через несколько секунд "антенна" пропала наглухо. Ничего не скажешь, радикальный метод. Раньше я думал, что такие штуки только у спецслужб есть. Хотя, по здравом размышлении, наверное, любой приличный радиотехник может изготовить.
P1010560

Вообще, оно правильно. Хотя перед входом висит плакат "Выключи мобильный", на проповеди постоянно звучали сигналы мобильников. Какой-то подросток передо мной общался по SMS, за что даже удостоился тихого, но раздраженного замечания от сидящего рядом мужика. На замечание он, кстати, только хохотнул. А вот когда перед молитвой включили глушилку - тут уж ничего не поделаешь, начинается общение с Богом, телефон в строну.

Молитва мне понравилась на слух. Очень звучно и красиво. Вспомнились строки Анатолия Кобенкова про "слова молитв, тоскою налитые". Правда, дальше у него шло "и бороды, как пейсы, завитые", но все равно в большинстве культур в интонациях молитв есть что-то общее. Особенно если не учитывать христианско-негритянские пляски под гитару, например.
Послушайте, правда красиво:



Кое-кто обращал внимание, что я веду съемку, но никаких претензий даже просто во взглядах не было.

В начале молитвы все сидели, потом встали и начали строиться в ряды. Я попытался остаться в стороне, но это было невозможно. Людей к тому времени уже набрался полный зал, а когда такая толпа вдруг выстраивается в рядочки, ты физически не можешь остаться единственным, кто выпадает из этого порядка. Мужик рядом кивнул мне: вставай, мол. И я встал рядом с ним.
P1010565
Для чего они встают в ряды, точнее - как это объясняется ими самими - я не знаю. Но именно в этот момент начинает чувствоваться это специфическое единение - когда ты уже не сам по себе, а часть чего-то большего. Даже если ты просто встал с ними постоять. В церквях такое тоже бывает, ога. Тут специфика, что ощущается именно мужская общность.

P1010568
На стоящем парне ортопедический корсет. Он так стоял всю службу. Один раз попытался встать на колени, и было видно, что ему очень больно. Не знаю, зачем он это делал. Мог бы просто посидеть на скамеечке. На проповеди имам сказал, что мусульманину запрещено самоистязание.

Между тем, молитва продолжалась. Священнослужители стояли лицом в том же направлении, что и все.



Там еще был такой момент, когда они все поворачивают голову сначала в одну сторону с какими-то словами, потом в другую. У меня, блин, тоже голова повернулась. Религия - мощная штука, ога.
P1010573
По завершении молитвы, народ начал расходиться. Хотя кто-то остался и продолжал отбивать поклоны еще довольно долго. Кто-то беседовал. Слышались смешки, хлопки рук, возгласы на разных языках.

P1010582

Был еще очень интересно выглядящий ритуал, который я сначала посчитал частью молитвы, а потом мне объяснили, что это просто пожимание рук, благодарность за совместную молитву.



Ну, и еще люди подходили к Рубин-хазрату за разными пояснениями: например, как поститься, если тебе нужно принимать таблетки после еды?
P1010588

Это была обычная пятничная молитва. Наверное, во время Рамадана она будет проходить как-то по-другому - обязательно схожу, посмотрю.

Завтра я раскрою вам тайны внутреннего устройства кемеровской мечети. До встречи на этой интересной планете! - как говорит один мой жж-знакомый.


Если вам понравилось - киньте мне пару монеток. Это придаст мне еды стимул для продолжения проекта и поиска новых интересных тем

Киви-кошелек: +79069356795 (можно просто на этот телефонный номер закинуть, кстате)
Paypal: ivanov_sibpress@mail.ru
Карта Сбербанка: 4276260017956888

promo kumir_millionof август 11, 2014 17:53 16
Buy for 10 tokens
В начале января 2014 года в славном граде Кемеровобаде сгорел к чертям большой торговый комплекс "Панорама". Помещался он на окраине, в старых зданиях разорившегося химического завода. К торговому центру примыкали огромные складские помещения - база одного из крупных кузбасский…

  • 1
Большое спасибо, Андрей!

А можно туда с тобой как-нибудь сходить?

Конечно, можно. Я думал, ты в воскресенье с нами пойдешь.

  • 1